14 августа исполнилось 90 лет Варваре Петровне Маркиной. Более 40 лет она проработала на Дятьковском хрустальном заводе шлифовщиком-алмазчиком. Родилась Варвара Петровна в городе Дятьково, в семье потомственных рабочих хрустального завода. Ее родители тоже всю жизнь проработали в цехе выработки. Семья была большая, четверо детей. Окончив 7 классов, Варвара поступила учиться в ремесленное училище № 6 города Дятьково. Попала в первый набор училища. В 1947 году там готовили мастеров по выработке прессованных изделий, мастеров выдувальщиков, гравировщиков и разрисовщиков стекла, шлифовщиков-алмазчиков и грановщиков, слесарей и столяров. Так как Варвару Петровну увлекла романтика рабочей профессии, связанная с резьбой по хрусталю, то по велению сердца выбрала профессию мастераалмазчика. Проявляя упорство и настойчивость в учебе, она с нетерпением ждала того момента, когда можно будет приступить к самостоятельной работе. Через два года Варвара Петровна была зачислена в цех обработки алмазным мастером и с этого времени начала свою трудовую деятельность на Дятьковском хрустальном заводе. Профессию мастер-алмазчик стеклоизделий смело можно назвать творческой. Мастер получает абсолютно гладкое изделие. Задача алмазчика состоит в том, чтобы превратить то же самое изделие в произведение искусства. Уверенные, точные движения рук – и рождаются интересные, затейливые узоры: тонкие паутинки замысловатых линий, скромные, но изящные насечки, круто врезанные грани. У Варвары Петровны были стремление и тяга к своей профессии, ей приятно было идти на работу, несмотря на трудности и усталость, она получала удовольствие от своего труда. Все хрустальные изделия, обработанные мастером, отличались тщательной отделкой и высоким качеством. За отличную работу в 1972 году В.П. Маркина была переведена в экспериментальнохудожественный отдел (ЭХО) шлифовщиком стеклоизделий, имея самый высокий 6-й разряд. В ЭХО работали прославленные мастера хрустальной грани. Здесь трудились те, кто в совершенстве овладел искусством «наряжать» звонкий хрусталь удивительным лучистым нарядом. Именно они давали жизнь замыслам и фантазиям художников, обрабатывая новые виды изделий. Почти все они шли на экспорт. Значит, и художественная сторона, и качество их должно было быть на высоте. Несколько алмазчиков непосредственно работали с художниками. Как вспоминает Варвара Петровна, чаще всего она выполняла заказы народного художника РСФСР Евграфа Сергеевича Шувалова и заслуженного художника РФ Михаила Михайловича Кизлова. Как мастер Варвара Петровна понимала задумку художника, тонко чувствовала изделие, новые рисунки, идеи она схватывала на лету. Благодаря такому творческому содружеству появлялись уникальные произведения. За годы работы она зарекомендовала себя как высококвалифицированный мастер своего дела, выполняла каждое поручение с большой ответственностью, активно вникая в замыслы художников и воплощая их в стекле. За положительные показатели в труде была награждена нагрудным знаком «Ударник девятой пятилетки». Кроме того, есть у Варвары Петровны награда за высокое мастерство: в марте 1983 года она была удостоена звания «Мастер-художник». Наряду с работой и личная жизнь Варвары Петровны сложилась счастливо. В 1955 году она вышла замуж за Василия Маркина. Познакомились они во время учебы в ремесленном училище, где Василий познавал ремесло выдувальщика. В семье родилось три сына, жизнь которых в разные периоды тоже была связана с хрустальным заводом. Татьяна КЛИМЦОВА, научный сотрудник Музея дятьковского хрусталя.