БЕЖИЦКАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ, 1921 год, Брянская земля, Митрофан Александрович Губин.

БЕЖИЦКАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ ( К 70-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ) В конце января 1921 года жители Бежицы прочитали следующее объявление заводского комитета государственного Брянского завода (ныне БМЗ): «Стремясь создать истинно народный театр и привлечь к созданию такого театра широкие пролетарские круги, с одной стороны, с другой — считая театр могучим культурным фактором в смысле эстетического воспитания народных масс, культпросвет завкома совместно с отделом народного образования решил открыть в Бежице драматическую студию*. Была открыта запись желающих поступить в студию, и с 6 февраля в драматической студии начались занятия Инициатором открытия студии и ее руководителем был Митрофан Александрович Губин, инженер завода. В 1910 году М. А. Губин окончил Московское высшее инженерно-техское училище и приехал на работу в Бежицу. К тому времени он уже сыграл более 50 ролей в самодеятельных кружках Воронежа и Нежина. В 1911 году в Бежице он организует драматический кружок из рабочих и служащих Брянского завода. К 100-летию Отечественной войны 1812 года кружок Губина ста вит спектакль Карнова «Пожар Москвы». Премьера спектакля состоялась в здании каменного училища (позже — «Нардом», в годы войны здание разрушено). Сам Митрофан Александрович прекрасно исполнил роль Наполеона. С большим искусством и инженерным размахом были выполнены декорации, костюмы и вся обстановка (горящая Москва, снег по колено, Наполеон со своим адъютантом выезжают на сцену в последнем акте на настоящих белых лошадях и т.д.). Роль адъютанта исполнил Александр Николаевич Прусов, впоследствии один из активнейших участников драматической студии. За времяс 1911 г. по 1917 г. кружковцами было поставлено 11 пьес (среди них «Соколы и вороны», «Поцелуй Иуды», «Каторжник» и др.), однако настоящая творческая свобода в работе самодеятельных кружков и студий наступила после Октябрьской революции. По всей стране в годы гражданской войны было создано огромное число непрофессиональных театров. В 1919 году в Бежице работало уже три драмкружка. В 1919—1920 годах была предпринята первая попытка объединения всех творческих сил в один кружок под руководством приглашенного артиста Донского. Однако, поставив спектакль «Без вины виноватые» А. Н. Островского, Донской вскоре покинул Бежицу. Вот тогда М. А. Губин и предложил создать драматическую студию. 22 января 1921 года на заседании Бежицкого райкома Всероссийского союза рабочих-металлистов с участием представителей от отдела народного образования, комитета РКП(б ) и завкома по докладу М. Губина было принято положение о драматической студии. Для занятий студийцам было отведено отдельное деревянное здание, в котором была устроена сцена, зрительный зал на 120 человек, «зал пластики», комнаты для костюмов, инвентаря и канцелярии. Основной сценой, на кото-рой осуществлялись постановки, являлся клуб имени Ш Интернационала, театральный зал которого вметал 400 зрителей (ныне в этом здании располагается районный Дом пионе ров). Каждому самодеятельному артисту вы давался билет на право посещения занятий, заверенный печатью студии и подписанный ее руководителем. Такой билет за номером семь хранится ныне в Брянском историко-революционном музее. Он был выдан студийцу Александру Ивановичу Виноградову, будущему прославленному командиру Бежицкого партизанского отряда. Занимались по следующей программе: история драмы, правильное произношение, основы художественного чтения, дыхание и дикция, ритмическая гимнастика и пластика, мимодрама (мимика), игра и переживания, сценические упражнения. Работа велась строго по системе Станиславского, которая гласила: «На сцене все должно быть, как в жизни». Успех к студийцам пришел сразу же, после первой постановки. Это был «Вечер А. П. Чехова», премьера которого состоялась 19 февраля 1922 года. «Вечер» состоял из одноактных пьес «Ведьма» и «Свадьба». За ними последовали «Младость» Л.Андреева (18 марта 1922 г.) и «Сверчок на печи» Ч.Диккенса (2 апреля 1922 г.). Следую щими работами студии были второй «Вечер А. П. Чехова» (29 апреля 1922 г.), в состав которого входили: «О вреде табака», «Враги», «Предложение», «Юбилей» и спектакль «На дне» А М. Горького (9 сентября 1922 г.). На студийной сцене ставились «Потоп» Бергера, «Гроза» А. Н. Островского, «Жан и Мадлена» О. Мирбо, «Стенька Разин» Ю. Юрьева и др. Наиболее активными участниками спектаклей, кроме уже названных, были «студийцыветераны», пришедшие в нее 6 февраля 1921 года: В. В. Асмус, П. В. Булимова, Л.А.Виноградова , Е. Н.Жмакина . Ф.В.Иванов , А.С.Оглоблина , К.Д.Орлов , В.М.Померанцев , Е. М . Стружкова , П.Ф.Столяров , Н. С.Тарасенко . А. Н. Тимонова , 56 В. Н. Фомин, М. В. Чебриков, А. М. Шульгина и др. За все время работы студии были подготовлены 22 постановки и дано 110 спектаклей. К сожалению, Бежицкая драматическая студия просуществовала недолго. Назревал вопрос о ее реорганизации: росло количество студийцев, желающих играть становилась все больше и больше. Решили все проблемы, правда, далеко не лучшим способом, 29 января 1925 года на заседании коллегии агитационно-пропагандистского отдела Бежицкого уездного комитета РКП (б). Представитель драматической студии (кто конкретно — выяснить не удалось) заявил на коллегии: «В работе студии был ненужный уклон в академизм, между студийцами наблюдаются трения. Репертуар студии вырабатывался одним заведующим и на собраниях студийцев не обсуждался. Совет студии не выбирается. Отчетов никаких не делается. 65 студийцев бьют баклуши и только 5 работают». Решение коллегии было следующим: «Студию, как самостоятельное учреждение, ликвидировать, реорганизовать ее в центральный драматический кружок… Если т. Губин согласится руководить таким клубным кружком, не придавая ему академического характера и не мешая его пролетаризации, не возражать против этого, в противном случае подыскать нового руководителя». М А. Губин отказался от руководства центральным драматическим кружком и перевелся на инженерную работу в Москву. 15 апреля 1925 года студия окончательно прекратила свою работу. Как же сложилась дальнейшая судьба студийцев? …Всех назвать трудно. Но в памяти каждого студийца оставались добрые воспоминания о том, как начинался путь бежичан к искусству, к своему рабочему театру. А. РОНЖИ Н, историк-архивист.