Мария Ефименко рассказала о своей жизни в Китае
Во время учебы в вузе Мария дважды побывала в Китае. В первый раз на месячную стажировку в Шанхай она поехала после первого курса в 2013 году. Вспоминает, что полученных за первый курс знаний было достаточно, чтобы изъясняться в магазине, на улице. Летний Шанхай встретил российских студентов пятидесятиградусной жарой. Стажировка проходила в местном университете иностранных языков. Именно во время своей первой стажировки Мария Ефименко решила стать ученым. В Шанхайском городском музее, который она посетила, увидела большую коллекцию бронзовых сосудов, спустя несколько лет именно они станут предметом ее научных исследований. Некоторые сосуды, покрытые зеленой патиной, датируются 3-2 тысячелетиями до нашей эры. Они поражают своей красотой, разноплановостью, искусностью отделки и надписей. Бронзовое литье, несмотря на сложность процесса и ручной труд, уже в древнем Китае находилось на очень высоком уровне. – Они меня настолько поразили, что я решила: будут заниматься изучением китайских бронзовых сосудов всю жизнь. Окончив третий курс, Мария второй раз поехала на полугодовое обучение в Пекинский педуниверситет. Обучение оплачивал университет, а проживание, питание, транспорт и прочие расходы – за счет студентов. В первое время возникли трудности бытового плана. Поначалу девушки думали, что после трех курсов учебы они сразу начнут понимать все, о чем говорят китайцы вокруг, общаться с ними. Но случилось обратное: они не понимали, что происходит вокруг, о чем говорят окружающие. – Первый месяц, – рассказывает Мария, – мы ходили и не понимали окружающих, хотя говорили они об очень простых вещах. Было трудно перешагнуть языковой барьер. Его удалось преодолеть во время экскурсии в регион Внутренняя Монголия. Большие впечатления у Марии Ефименко остались от посещения столицы этой территории – Хух-Хото и ее музея, занимающего пятиэтажное здание. Здесь собрано большое количество экспонатов как монгольской истории этого района, так и собственно китайской, начиная с палеолита и до наших дней, охватывающее все стороны жизни людей, проживавших здесь в разные века. Волею случая россиянам пришлось стать гидами, так как фирма не предоставила им англоязычного гида, и многие участники не понимали, о чем говорит китайский экскурсовод. Тогда Мария и ее подруга рискнули помочь своим друзьям, заговорили на смеси русского, английского, китайского, переводя с одного языка на другой. Эта поездка помогла справиться с языковым барьером. По возвращении в Пекин у них больше не возникало проблем при общении. Все свободное от учебы время Мария и ее знакомые посвящали знакомству с достопримечательностями Пекина. Они заглянули в самые дальние уголки одной из великих столиц мира, которая больше Москвы раз в семь и имеет 22 ветки метро, тогда как в российской столице их 12. Передвигаться по городу Мария предпочитала на городских автобусах, где стоимость билета дешевле, чем в метро, и не зависит от расстояния передвижения. – По времени поездка в автобусе занимает больше времени, – рассказывает собеседница, – но здесь можно пообщаться с пекинскими бабушками, которые хорошо говорят на русском языке, потому что они учили русский язык в школе. Ведь в годы их молодости наши страны сильно дружили. Они сами подходили к нам, когда слышали русскую речь. И тоже начинали говорить на русском языке: «здравствуйте», «очень рады», «добро пожаловать». Признавались, что давно не разговаривали на русском. – Чем еще удивил Китай? – поинтересовалась я. – Удивления не было, пришло понимание Китая, – отвечает она. – Из книжек это узнать невозможно. Я стала понимать, что говорят за соседним столиком. Это тоже удивительное чувство: ты понимаешь, что говорят на другом языке. Китайцы абсолютно разные по внешнему виду, одежде, прическе. Мне в Китае комфортно, и я заметила, что покидаю эту страну с чувством грусти. В 2017 году Марию Ефименко пригласили преподавать в родной университет – В 2016 году я окончила университет и год проработала ученым секретарем в научно-исследовательском центре «Традиционный Китай» при университете Дмитрия Пожарского с известным ученым Дегой Витальевичем Деопиком, археологом, китаистом, универсальным ученым, хорошо известным в востоковедении и не только, – рассказывает клинчанка. В 2017 году китайские друзья пригласили Марию поработать синхронным переводчиком на конференции в Китае. Прилетев в Пекин, она включила телефон, чтобы сообщить маме, что у нее все нормально, и увидела сообщение от университетского преподавателя, просившего перезвонить. Из разговора с ним она узнала, что ее приглашают преподавать в университете. Вернувшись из Поднебесной через две недели, Мария устроилась в университет преподавателем китайского языка. Одновременно Мария продолжает заниматься научной деятельностью. Идея исследовать древние бронзовые сосуды не покинула ее. С помощью своего научного руководителя ее исследования расширились. Сейчас Ефименко изучает период, когда начали изготавливать эти сосуды – Западное Чжоу (11-8 века до нашей эры). Сосуды, по ее словам, появились раньше, но расцвет бронзовое литье получило в этот период. Тогда же на них начали наносить большие длинные надписи. Они своего рода стали важными документами той эпохи. И молодой ученый исследует содержание надписей, занимается их переводом. До Ефименко в нашей стране и за рубежом надписи на сосудах исследовало всего около пяти человек. В России этим занимались ученый Василий Михайлович Крюков, умерший в 2008 году, Станислав Робертович Кучера, скончавшийся в 2021 году, и Ким Васильевич Васильев, ушедший из жизни в прошлом веке. Интересуюсь, насколько это востребовано в современном обществе. – Наука не задается таким вопросом, – говорит моя собеседница. – Есть классическая наука, которая занимается древними обществами и которой абсолютно не важно, какую выгоду мы сейчас от этого получим. Это нужно изучить. Например, мы учим математику и не задаемся вопросом: зачем. Нужно и всё, и мы учим. Это факт. Так и в классической науке. Наши исследования помогают узнать больше об обществе, о народе, который жил в Китае в древности. Это до сих пор не изучено полностью. Бронзовые сосуды заинтересовали Марию не только своей красотой, тонкостью литья и неповторимостью, а и внутренними надписями. По словам Марии Ефименко, сосудов с надписями обнаружено около 20 тысяч, а переведено лишь около 500 надписей. Оказывается, в древности, во время Западного Чжоу, эти сосуды являлись своего рода документами, летописями рода и важными религиозными предметами. Они свидетельствовали о дарении (пожаловании) царя или богатого человека другому земельных участков, драгоценных вещей, нескольких связок раковин-каури или кусков нефрита. На сосуде не только делали надпись об этом, но его вручали тому, кого одаривали землей или драгоценными камнями. Причем отливку сосуда заказывал тот, кому его позже дарят. По разрешению царя в сосуде делали надпись о том, что будущему его владельцу, как правило, аристократу, правитель дарит и за какие заслуги. Позже эти предметы хранились в частном храме владельца, потому что сосуды становились своеобразными отчетами этого аристократа перед предками. Несмотря на столь высокую ценность, сосуды служили для проведения религиозных ритуалов, в них варили просо, мясо, вино. Надписи наносились на внутренние стенки, крышку или дно с той целью, чтобы чужой их не увидел, так как предметы являлись глубоко сакральными, религиозными вещами. Если сосуды кто-то похищал, то это расценивалось как позор. Известно предание, что, завоевав соседнее государство Шан-Инь Чжоу, победители выкрали 9 сосудов из храма предыдущего правителя, тем самым опорочив его. Это расценивалось, как потеря чести, уважения предков, что было очень важно для китайцев. Вот лишь несколько надписей, которые перевела Мария: «Моему предку подарили эту землю. И никто не может отнять». Или юридическая тяжба: «Такой-то отобрал пять полей (у меня). Пошел к царю, чтобы рассудил. И приказал царь вернуть поля»; купля-продажа: «Такой-то дал 80 связок нефрита, за это (я) отдал пять полей». Почему именно бронзовым сосудам отводилась такая роль? Эта ритуальная вещь, по мнению древних людей, храниться будет веками. Но ученые до сих пор не смогли ответить на вопрос, откуда это пришло, как на территории нынешнего Китая появилась техника бронзового литья, которую мастера довели до совершенства. В настоящее время Мария Ефименко – младший научный сотрудник в РАНХиГС, до нынешнего лета работала в Институте востоковедения лаборантом, сейчас она аспирант. Признается, что сложно совмещать обязанности лаборанта-исследователя и аспиранта. Много времени занимает преподавание и подготовка публикаций для определенных журналов, исторических и китаеведческих, которые она должна делать как преподаватель. Но молодой ученый старается все успевать: преподавать, проводить исследования, учиться в аспирантуре, писать кандидатскую на тему «Культура чжоуского домена эпохи Западное Чжоу: социальноэтнический состав населения». Чтобы через два года стать историком, кандидатом исторических наук. – Как к вашей научной деятельности относятся родители? – спрашиваю клинчанку.