Брянские ев­реи

Согласно информации Федерации Еврейских общин России, первое еврейское поселение в Брянске было образовано в конце 19 века, но мож­но предположить, что ев­реи жили в городе уже в 15-16 веках, когда Брянск входил в состав Велико­го княжества Литовского. В 1870-е годы в архивных документах Брянска упо­минались 53 еврейские семьи (около 200-250 че­ловек), в 1890 году в горо­де уже проживало 172 се­мьи, главы которых были приписаны к мещанско­му сословию (всего 600 человек).

В то время брянские ев­реи в основном занимались портняжным делом, были часовщиками, ювелирами, медниками, но также сре­ди них были врачи, купцы, торговцы, содержатели по­стоялых дворов, инженеры-технологи. В 80-х годах 19 века общественным равви­ном был мещанин Гитович Гецель Ицхов. В городе был еврейский квартал, в кото­ром находился дом Певзне­ра, владельца небольшой фа­брики. Два его сына, Антуан и Наум, были известными художниками-конструкти­вистами, прославившими город.

По данным переписи 1897 года, в Брянске из 25 тысяч жителей более 1300 человек были евреями. За год до это­го было получено разреше­ние на строительство сина­гоги.

В 1919 году в Брянске от­крываются еврейские шко­лы, вечерние курсы для взрослых. Данные перепи­сей 1920-х и 1930-х годов свидетельствуют о том, что в городах Брянск и Бежица проживало более двух ты­сяч евреев: при численно­сти горожан в Брянске около35 тысяч и в Бежице – около 24 тысяч человек.

С 6 октября 1941 года по 17 сентября 1943 года Брянск и Бежица были оккупиро­ваны немецкой армией, и практически все оставши­еся на занятой территории евреи были уничтожены. В Книгу Памяти Еврейского Общинного Центра Брянска в 1999 году были внесены имена 1209 человек. Одним из мест массовых захороне­ний являются склоны Верх­него Судка в районе «Лес­ных Сараев».

Среди евреев-уроженцев и жителей региона было не­мало фронтовиков и парти­зан, награжденных орде­нами и медалями. Особое место в их ряду занимает брянский ветеран Великой Отечественной войны, кава­лер ордена Красной Звезды II степени Аба Моисеевич Хенкин. В этом году он от­метил 104-й день рождения.

Аба Моисеевич прошел всю войну. Участвовал в боях на территории Манч­журии, освобождал Смо­ленск, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. Он имеет множество госу­дарственных наград.

Аба Хенкин родился 23 июля 1916 года в селе Куль­нево Жирятинского района. Окончил 9 классов школы «имени 3-го Интернациона­ла» и в 1934 году поступил в Московский государствен­ный университет им. Ломо­носова на исторический фа­культет, в котором обучался до 1940 года.

Затем работал инструкто­ром отдела пропаганды ЦК ВЛКСМ Москвы. 10 июня 1941 года ему предложили работать в органах НКВД. Начинал с должности по­мощника оперуполномочен­ного особого отдела стрел­ковой дивизии 31-й Армии, затем был назначен на долж­ность оперуполномоченного СМЕРШ 133-й стрелковой дивизии 31-й Армии. В 1944 году он в одиночку раскрыл группу немецких разведчи­ков, хотя они носили совет­скую форму и даже говори­ли по-русски. Их документы показались Хенкину подо­зрительными.

В послевоенные годы ев­рейское население, особенно интеллигенция Брянска, по­полнилось молодыми специ­алистами, приехавшими из Москвы, Киева, Днепропе­тровска и других городов восстанавливать разрушен­ный город и заводы.

Сейчас численность евре­ев в Брянской области оце­нивается в 0,11% населения региона. При этом действу­ет несколько организаций. «Брянская иудейская общи­на» ориентирована на рели­гиозный аспект. «Хэсэд Тик­ва», что в переводе значит «Добрая надежда», имеет более светско-благотвори­тельный характер и статус Брянского областного еврей­ского общинно-благотвори­тельного центра. Его члены также сохраняют традиции предков, отмечают важные для иудеев праздники, но не являются ортодоксами.

Исполнительный дирек­тор БОЕОБЦ «Хэсэд Тиква» Ирина Черняк так говорит о деятельности этого объеди­нения:

– Это удивительные годы… Счастливые, несмотря на все неизбежные трудности и сложности. Каждый, кто связал свою жизнь с Цен­тром, кто работает в нём в качестве сотрудника, кто от­даёт ему свои силы и время как волонтёр, кто участвует в многочисленных програм­мах, называют эти годы од­ними из самых плодотвор­ных и благотворных в их жизни. Они были наполнены не просто заботой о нужда­ющихся. Они поднимали нас самих в наших глазах, дела­ли жизнь осмысленной и по­нятной. Ведь когда живёшь ради других, понимаешь, зачем живёшь. В брянском «Хэсэд Тиква», благодаря на­шим спонсорам, надёжному и долговременному сотруд­ничеству с региональными и муниципальными властями, у нас есть возможность по­стоянно совершенствовать социальные программы, а также приобщать к общин­ной жизни разные поколе­ния жителей региона.

Активисты общины ведут обширную деятельность: по­могают обращающимся, сле­дят за еврейскими могила­ми, открывают памятники жертвам Холокоста и аллеи праведников, дают концер­ты. «Хэсэд Тиква» – актив­ный участник общественной жизни Брянщины. Например, ко Дню народного единства, который по эпидемиологиче­ским причинам в этом году проходил в онлайн-форма­те, они стали участниками флешмоба национальных блюд. Ими был представлен рецепт форшмака.

2020 год, пожалуй, вой­дет в историю не только как год пандемии и ограниче­ний, но и как год волонтер­ства и милосердия, именно в период сложных испытаний проявляются лучшие сторо­ны человеческой натуры. Не остались в стороне от ряда важных социальных про­ектов, которые проходили в Брянской области и активи­сты еврейской общины. Бла­готворительный центр и ра­нее занимался ими, а сейчас они оказались как никогда востребованы. Так, напри­мер, проект «Обед на колё­сах». В рамках его волонте­ры нашего «Хэсэд Тиква» доставляют вкуснейшие и приготовленные с душой обеды людям, которые об­ращаются за помощью, в первую очередь пожилого возраста.

Еще одна сфера деятель­ности, к которой у еврейской общины особое внимание – сохранение памяти о Вели­кой Отечественной войне и жертвах, которые понес на­род. На Брянщине открыто 7 памятников жертвам Холо­коста. Вскоре появится еще один – в районе обновленно­го сквера «Литий». Во время войны сюда свозили евреев и цыган. Здесь погибло около 1800 человек мирного насе­ления. Примечательно, что на Брянщине есть и Совет ветеранов представителей диаспоры. Участники об­щины постоянно находятся с ними на связи, поздравля­ют с праздниками, созвани­ваются, помогая пожилым людям не чувствовать себя одинокими. В памятные дни для них проводятся массо­вые мероприятия.

При этом как отмечают в общине, власти всегда гото­вы выслушать предложения и, где это возможно, идут на встречу.

Национальные праздни­ки, школы, сохранение куль­туры и традиций – необхо­димые элементы того, чтобы любой человек, независимо от национальной принад­лежности, чувствовал себя на Брянщине комфортно.

Общества просвещения евреев, Брянщина, 1917 год.