Когда слышишь слово «цыгане», в душе непроизвольно начинает звучать гитара, а воображение рисует развесёлые пляски. И действительно, цыгане тот народ, что, рассеявшись по всей планете, умудрился сохранить свою самобытность и колорит.
Не обошли они и Брянскую область. В Большом Полпино и Супоневе, в Карачевском районе и многих других местах на карте региона осели «ромалэ». Это слово — производное от существительного «рома», именно так себя называет цыганский народ.
Впрочем, есть множество этнических групп, в зависимости от того, где осела та или иная цыганская группа: ловари, сэрвы, крымские цыгане, руска рома (русские цыгане), котляры (кэлдэрары). У последних, кстати, интересное название: в далёком прошлом их род выплавлял котлы. Этим они зарабатывали. В Москве котлярам дали смешные прозвища – «котельщики» или «кастрюльщики». Польские или румынские цыгане немного другие.
Но, что интересно, цыганский язык сохраняет свою основу для всех групп, немного лишь различаются наречия, оттого цыгане из разных точек земного шара могут общаться и понимать друг друга.
– Мы христиане, православные. Народ наш действительно своеобразен. Смотрите: у нас нет грамматики, но есть свой язык, нет государства, но есть свой флаг и гимн, – рассказывала в одном из интервью журналистам председатель общественной организации «Национально-культурное объединение цыган Брянщины» и руководитель ансамбля «Очи чёрные» Ляля Волшанинова. – Цыгане гостеприимны – раз. Как рассказывают наши старики, если в дом приходили гости, то хозяин просил свою жену или дочь встретить их песней и танцем. Два – цыганский народ очень музыкальный, это талант, данный нам самой природой.
Сама Ляля Волшанинова – прекрасное воплощение этой музыкальности. Да и сам ансамбль «Очи чёрные» – желанный гость на многих брянских и не только празднествах.
Впрочем, цыгане любят пышные праздники и устраивают их не только для других, но и для себя. Например, цыганская свадьба. На неё особо никого не приглашают, так как все жители общины так или иначе родственники или знакомые. Оттого это общий праздник, который могут отмечать несколько сотен гостей. Традиционно цыгане рано вступают в брак. Раньше распространены были браки, когда невесте исполнилось 12 лет, а жениху – 14.
Внутри цыганской общины зачастую строго следят за соблюдением правил поведения. Один из главных принципов – уважение: опозорить мужа, отца или табор является страшным преступлением.
Вообще цыганские общины, можно сказать, «саморегулируемые» – жизнь регулирует «барон», к нему приходят и за советом, и за помощью, и чтобы рассудил. Оттого для стороннего человека жизнь цыган кажется непонятной. Эта замкнутость и жизнь по собственным законам нередко приводит к «вольнице», которая может создавать конфликты с другим населением.
Цыгане очень разноплановы, и то, что характерно для одной общности, может совершенно не относиться к другой. Например, пресловутая «асоциальность» цыган: запряженные телеги, сбор металлолома, самозахваты земли, попрошайничество – есть общности, для которых это еще норма, но все больше тех, кто максимально воспринимает условия современного мира.
В том, чтобы все больше цыган полноценно вливались в современное общество, напрямую заинтересованы общественные организации. Они делают немало для того, чтобы цыганские дети ходили в школы, а после поступали в средние и высшие учебные заведения.
– Когда подростку исполняется 14 лет, нужно объяснить ему, как получить паспорт, – рассказывала Ляля Волшанинова. – В Брянске до сих пор остаются цыгане, у которых нет никаких документов! Многодетные матери не знают о положенных им пособиях… Наша организация помогает детей в школу собирать, если нет в семье денег, покупаем ребёнку самое необходимое для учёбы: одежду, обувь, книжки. Мы не хотим, чтобы цыганские дети стеснялись своей национальности. Они полноправные граждане. Я никогда не скажу, что я не цыганка. Я ведь цыганка.
Впрочем, сейчас наметилась тенденция – цыгане активно осваивают положенные социальные льготы. Зачастую цыганская семья – многодетная, а курс государства на поддержку таких семей оказался дополнительным фактором, чтобы даже кочевые «ромалэ» обращались в госорганы.
Вообще, судьба цыганского народа во многом трагична. И дело не только в отсутствии собственной государственности или исторической родины. На протяжении веков они оказывались на задворках других культур и народов, часто терпя унижения. Например, все знают про геноцид евреев нацистами во время Второй мировой вой-ны, но ведь было и уничтожение цыганского населения, не сильно уступавшее по масштабам. В годы Великой Отечественной войны, по словам Ляли Волшаниновой, цыгане испытали все возможные ужасы, хотя среди них было немало и тех, кто внес свой вкладв Победу:
– Ночью в степи ярко горели цыганские костры, и на эти огни немцы сбрасывали бомбы. Находились тогда подлые люди, которые указывали немцам, где расположился табор. Цыган угоняли в концлагеря, травили в газовых автомобилях, «душегубках». Обидно, когда думают, что цыганам в войну ничего, кроме лошади, нельзя было доверить. А ведь среди них и лётчики были! Театр «Ромэн» давал в те годы концерты, артисты рисковали жизнями. К сожалению, до сих пор нет памятника цыганам, погибшим в Великую Отечественную, чтобы мы могли возложить им цветы. Но 8 апреля, в Международный день цыган, на Набережной в Брянске мы собирались на митинг: пускали венки по Десне.
Сейчас цыганский народ живет пёстро – кто-то полностью влился в повседневную жизнь, и лишь сохраняя язык и песни, поддерживает связь с «ромалами». Другие держатся обособленно, в общине. Среди цыган есть и бедные семьи, есть и побогаче. Бывает, что цыганские дети после трёх классов бросают школу, чтобы начать работать. Главная задача в этой ситуации и властей, и общественных объединений переубедить таких детей и их родителей, помочь семьям.
В целом, согласно проходившим переписям, цыгане на территории Брянской области прирастают. В 1979 году брянских цыган насчитывалось 1,9 тысячи, в 1989 году – 2,9 тысячи, в 2010 году – уже 3,8 тысячи. В следующем году пройдет следующая перепись населения, и, очевидно, эта цифра окажется еще больше. Главное, чтобы «ромалэ» ассоциировались в регионе не с разваленными повозками и лошадьми, а с успешными людьми, чтящими традиции и поющими прекрасные песни.