Цыганская община на Брянщине

Когда слышишь слово «цыгане», в душе непро­извольно начинает зву­чать гитара, а воображе­ние рисует развесёлые пляски. И действитель­но, цыгане тот народ, что, рассеявшись по всей планете, умудрился со­хранить свою самобыт­ность и колорит.

Не обошли они и Брян­скую область. В Большом Полпино и Супоневе, в Ка­рачевском районе и многих других местах на карте ре­гиона осели «ромалэ». Это слово — производное от существительного «рома», именно так себя называет цыганский народ.

Впрочем, есть множество этнических групп, в зависи­мости от того, где осела та или иная цыганская груп­па: ловари, сэрвы, крымские цыгане, руска рома (русские цыгане), котляры (кэлдэра­ры). У последних, кстати, интересное название: в да­лёком прошлом их род вы­плавлял котлы. Этим они зарабатывали. В Москве котлярам дали смешные прозвища – «котельщи­ки» или «кастрюльщики». Польские или румынские цыгане немного другие.

Но, что интересно, цы­ганский язык сохраняет свою основу для всех групп, немного лишь различаются наречия, оттого цыгане из разных точек земного шара могут общаться и понимать друг друга.

– Мы христиане, право­славные. Народ наш дей­ствительно своеобразен. Смотрите: у нас нет грам­матики, но есть свой язык, нет государства, но есть свой флаг и гимн, – расска­зывала в одном из интервью журналистам председатель общественной организации «Национально-культурное объединение цыган Брян­щины» и руководитель ан­самбля «Очи чёрные» Ляля Волшанинова. – Цыгане го­степриимны – раз. Как рас­сказывают наши старики, если в дом приходили го­сти, то хозяин просил свою жену или дочь встретить их песней и танцем. Два – цы­ганский народ очень музы­кальный, это талант, дан­ный нам самой природой.

Сама Ляля Волшанино­ва – прекрасное воплощение этой музыкальности. Да и сам ансамбль «Очи чёрные» – желанный гость на многих брянских и не только празд­нествах.

Впрочем, цыгане любят пышные праздники и устра­ивают их не только для дру­гих, но и для себя. Напри­мер, цыганская свадьба. На неё особо никого не пригла­шают, так как все жители общины так или иначе род­ственники или знакомые. Оттого это общий празд­ник, который могут отме­чать несколько сотен гостей. Традиционно цыгане рано вступают в брак. Раньше распространены были бра­ки, когда невесте исполни­лось 12 лет, а жениху – 14.

Внутри цыганской общи­ны зачастую строго следят за соблюдением правил по­ведения. Один из главных принципов – уважение: опозорить мужа, отца или табор является страшным преступлением.

Вообще цыганские об­щины, можно сказать, «са­морегулируемые» – жизнь регулирует «барон», к нему приходят и за советом, и за помощью, и чтобы рас­судил. Оттого для сторон­него человека жизнь цыган кажется непонятной. Эта замкнутость и жизнь по собственным законам не­редко приводит к «вольни­це», которая может созда­вать конфликты с другим населением.

Цыгане очень разнопла­новы, и то, что характерно для одной общности, может совершенно не относиться к другой. Например, пресло­вутая «асоциальность» цы­ган: запряженные телеги, сбор металлолома, самоза­хваты земли, попрошайни­чество – есть общности, для которых это еще норма, но все больше тех, кто макси­мально воспринимает усло­вия современного мира.

В том, чтобы все боль­ше цыган полноценно вливались в современное общество, напрямую заин­тересованы общественные организации. Они делают немало для того, чтобы цы­ганские дети ходили в шко­лы, а после поступали в средние и высшие учебные заведения.

– Когда подростку испол­няется 14 лет, нужно объяс­нить ему, как получить па­спорт, – рассказывала Ляля Волшанинова. – В Брянске до сих пор остаются цыга­не, у которых нет никаких документов! Многодетные матери не знают о положен­ных им пособиях… Наша ор­ганизация помогает детей в школу собирать, если нет в семье денег, покупаем ре­бёнку самое необходимое для учёбы: одежду, обувь, книжки. Мы не хотим, что­бы цыганские дети стесня­лись своей национальности. Они полноправные гражда­не. Я никогда не скажу, что я не цыганка. Я ведь цыганка.

Впрочем, сейчас намети­лась тенденция – цыгане ак­тивно осваивают положен­ные социальные льготы. Зачастую цыганская семья – многодетная, а курс госу­дарства на поддержку таких семей оказался дополни­тельным фактором, чтобы даже кочевые «ромалэ» об­ращались в госорганы.

Вообще, судьба цыган­ского народа во многом трагична. И дело не толь­ко в отсутствии собствен­ной государственности или исторической родины. На протяжении веков они оказывались на задворках других культур и народов, часто терпя унижения. На­пример, все знают про ге­ноцид евреев нацистами во время Второй мировой вой-ны, но ведь было и уничто­жение цыганского населе­ния, не сильно уступавшее по масштабам. В годы Ве­ликой Отечественной вой­ны, по словам Ляли Волша­ниновой, цыгане испытали все возможные ужасы, хотя среди них было немало и тех, кто внес свой вкладв Победу:

– Ночью в степи ярко го­рели цыганские костры, и на эти огни немцы сбрасы­вали бомбы. Находились тогда подлые люди, кото­рые указывали немцам, где расположился табор. Цыган угоняли в концлагеря, тра­вили в газовых автомоби­лях, «душегубках». Обидно, когда думают, что цыганам в войну ничего, кроме лоша­ди, нельзя было доверить. А ведь среди них и лётчики были! Театр «Ромэн» давал в те годы концерты, арти­сты рисковали жизнями. К сожалению, до сих пор нет памятника цыганам, по­гибшим в Великую Отече­ственную, чтобы мы могли возложить им цветы. Но 8 апреля, в Международный день цыган, на Набережной в Брянске мы собирались на митинг: пускали венки по Десне.

Сейчас цыганский на­род живет пёстро – кто-то полностью влился в по­вседневную жизнь, и лишь сохраняя язык и песни, поддерживает связь с «ро­малами». Другие держат­ся обособленно, в общине. Среди цыган есть и бедные семьи, есть и побогаче. Бы­вает, что цыганские дети после трёх классов бросают школу, чтобы начать рабо­тать. Главная задача в этой ситуации и властей, и обще­ственных объединений пе­реубедить таких детей и их родителей, помочь семьям.

В целом, согласно про­ходившим переписям, цы­гане на территории Брян­ской области прирастают. В 1979 году брянских цы­ган насчитывалось 1,9 ты­сячи, в 1989 году – 2,9 ты­сячи, в 2010 году – уже 3,8 тысячи. В следующем году пройдет следующая пере­пись населения, и, очевид­но, эта цифра окажется еще больше. Главное, чтобы «ромалэ» ассоциировались в регионе не с разваленны­ми повозками и лошадьми, а с успешными людьми, чтя­щими традиции и поющими прекрасные песни.