Село Курчичи. Церковь Воздвижения. Брянщина.

Село Курчичи. Церковь Воздвижения. Брянщина.

Расположена на краю села, вытянувшегося вдоль высокого берега р. Воронуса. Возведена в 1831 г. из кирпича и оштукатурена. Небольшой храм в стиле ампир трактован подчеркнуто монументально. Типологически представляет собой ку-польную постройку крещатой формы.

В четкой и компактной композиции выделен основной объем в виде тяжеловатой ротонды с низким ступенчатым аттиком и полусферой купола, завершенного маленькой главкой на цилиндрическом постаменте. С четырех сторон к ротонде примыкают небольшие прямоугольные пониженные рукава с двускатными кровлями: восточный — алтарь, северный и южный — боковые притворы с портиками, а удлиненный западный — трапезная. Она заканчивается невысокой трехъярусной колокольней с куполом и коротким шпилем. Служивший папертью нижний четверик колокольни имеет с запада вход; у двух верхних ярусов (промежуточного с маленькими круглыми проемами и звона с арками) срезаны углы. Сдержанное убранство фасадов типично для стиля ампир. Горизонтальная рустовка стен рукавов контрастирует с гладкими фасадами ротонды и колокольни. Объемы завершают упрощенные антаблементы, а верхние ярусы колокольни — простые карнизы. Боковые портики тосканского ордера имеют по две пары широко расставленных в центре колонн на общих постаментах и фронтоны с крупными модильонами в карнизе. Прямоугольные окна с уступом по краю подчеркнуты подоконными выступами. Филенчатые ниши украшают срезанные углы колокольни.

В интерьере доминирует круглый, перекрытый куполом зал, в который открыты низкие боковые помещения, апсида и трапезная с коробовыми сводами. Западная часть трапезной, отделенная аркой, соединена арочным проемом с восьмигранным помещением нижнего яруса колокольни (паперть), также имеющим коробовый свод. В алтаре сохранились настенные росписи, выполненные в нач. 20 в. масляной краской: на восточной стене изображены в рост фигуры Христа, Марии, Иоанна Предтечи и Фомы; на боковых — святые Серафим Саровский и Феодосий Угличский. К этому времени относится также иконостас, декорированный скромной резьбой, в котором сохранились четыре иконы, написанные маслом на досках.