Согласно информации Федерации Еврейских общин России, первое еврейское поселение в Брянске было образовано в конце 19 века, но можно предположить, что евреи жили в городе уже в 15-16 веках, когда Брянск входил в состав Великого княжества Литовского. В 1870-е годы в архивных документах Брянска упоминались 53 еврейские семьи (около 200-250 человек), в 1890 году в городе уже проживало 172 семьи, главы которых были приписаны к мещанскому сословию (всего 600 человек).
В то время брянские евреи в основном занимались портняжным делом, были часовщиками, ювелирами, медниками, но также среди них были врачи, купцы, торговцы, содержатели постоялых дворов, инженеры-технологи. В 80-х годах 19 века общественным раввином был мещанин Гитович Гецель Ицхов. В городе был еврейский квартал, в котором находился дом Певзнера, владельца небольшой фабрики. Два его сына, Антуан и Наум, были известными художниками-конструктивистами, прославившими город.
По данным переписи 1897 года, в Брянске из 25 тысяч жителей более 1300 человек были евреями. За год до этого было получено разрешение на строительство синагоги.
В 1919 году в Брянске открываются еврейские школы, вечерние курсы для взрослых. Данные переписей 1920-х и 1930-х годов свидетельствуют о том, что в городах Брянск и Бежица проживало более двух тысяч евреев: при численности горожан в Брянске около35 тысяч и в Бежице – около 24 тысяч человек.
С 6 октября 1941 года по 17 сентября 1943 года Брянск и Бежица были оккупированы немецкой армией, и практически все оставшиеся на занятой территории евреи были уничтожены. В Книгу Памяти Еврейского Общинного Центра Брянска в 1999 году были внесены имена 1209 человек. Одним из мест массовых захоронений являются склоны Верхнего Судка в районе «Лесных Сараев».
Среди евреев-уроженцев и жителей региона было немало фронтовиков и партизан, награжденных орденами и медалями. Особое место в их ряду занимает брянский ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды II степени Аба Моисеевич Хенкин. В этом году он отметил 104-й день рождения.
Аба Моисеевич прошел всю войну. Участвовал в боях на территории Манчжурии, освобождал Смоленск, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. Он имеет множество государственных наград.
Аба Хенкин родился 23 июля 1916 года в селе Кульнево Жирятинского района. Окончил 9 классов школы «имени 3-го Интернационала» и в 1934 году поступил в Московский государственный университет им. Ломоносова на исторический факультет, в котором обучался до 1940 года.
Затем работал инструктором отдела пропаганды ЦК ВЛКСМ Москвы. 10 июня 1941 года ему предложили работать в органах НКВД. Начинал с должности помощника оперуполномоченного особого отдела стрелковой дивизии 31-й Армии, затем был назначен на должность оперуполномоченного СМЕРШ 133-й стрелковой дивизии 31-й Армии. В 1944 году он в одиночку раскрыл группу немецких разведчиков, хотя они носили советскую форму и даже говорили по-русски. Их документы показались Хенкину подозрительными.
В послевоенные годы еврейское население, особенно интеллигенция Брянска, пополнилось молодыми специалистами, приехавшими из Москвы, Киева, Днепропетровска и других городов восстанавливать разрушенный город и заводы.
Сейчас численность евреев в Брянской области оценивается в 0,11% населения региона. При этом действует несколько организаций. «Брянская иудейская община» ориентирована на религиозный аспект. «Хэсэд Тиква», что в переводе значит «Добрая надежда», имеет более светско-благотворительный характер и статус Брянского областного еврейского общинно-благотворительного центра. Его члены также сохраняют традиции предков, отмечают важные для иудеев праздники, но не являются ортодоксами.
Исполнительный директор БОЕОБЦ «Хэсэд Тиква» Ирина Черняк так говорит о деятельности этого объединения:
– Это удивительные годы… Счастливые, несмотря на все неизбежные трудности и сложности. Каждый, кто связал свою жизнь с Центром, кто работает в нём в качестве сотрудника, кто отдаёт ему свои силы и время как волонтёр, кто участвует в многочисленных программах, называют эти годы одними из самых плодотворных и благотворных в их жизни. Они были наполнены не просто заботой о нуждающихся. Они поднимали нас самих в наших глазах, делали жизнь осмысленной и понятной. Ведь когда живёшь ради других, понимаешь, зачем живёшь. В брянском «Хэсэд Тиква», благодаря нашим спонсорам, надёжному и долговременному сотрудничеству с региональными и муниципальными властями, у нас есть возможность постоянно совершенствовать социальные программы, а также приобщать к общинной жизни разные поколения жителей региона.
Активисты общины ведут обширную деятельность: помогают обращающимся, следят за еврейскими могилами, открывают памятники жертвам Холокоста и аллеи праведников, дают концерты. «Хэсэд Тиква» – активный участник общественной жизни Брянщины. Например, ко Дню народного единства, который по эпидемиологическим причинам в этом году проходил в онлайн-формате, они стали участниками флешмоба национальных блюд. Ими был представлен рецепт форшмака.
2020 год, пожалуй, войдет в историю не только как год пандемии и ограничений, но и как год волонтерства и милосердия, именно в период сложных испытаний проявляются лучшие стороны человеческой натуры. Не остались в стороне от ряда важных социальных проектов, которые проходили в Брянской области и активисты еврейской общины. Благотворительный центр и ранее занимался ими, а сейчас они оказались как никогда востребованы. Так, например, проект «Обед на колёсах». В рамках его волонтеры нашего «Хэсэд Тиква» доставляют вкуснейшие и приготовленные с душой обеды людям, которые обращаются за помощью, в первую очередь пожилого возраста.
Еще одна сфера деятельности, к которой у еврейской общины особое внимание – сохранение памяти о Великой Отечественной войне и жертвах, которые понес народ. На Брянщине открыто 7 памятников жертвам Холокоста. Вскоре появится еще один – в районе обновленного сквера «Литий». Во время войны сюда свозили евреев и цыган. Здесь погибло около 1800 человек мирного населения. Примечательно, что на Брянщине есть и Совет ветеранов представителей диаспоры. Участники общины постоянно находятся с ними на связи, поздравляют с праздниками, созваниваются, помогая пожилым людям не чувствовать себя одинокими. В памятные дни для них проводятся массовые мероприятия.
При этом как отмечают в общине, власти всегда готовы выслушать предложения и, где это возможно, идут на встречу.
Национальные праздники, школы, сохранение культуры и традиций – необходимые элементы того, чтобы любой человек, независимо от национальной принадлежности, чувствовал себя на Брянщине комфортно.